Информация о деятельности по оказанию комплексной помощи людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, реализуемых в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский" за 2018-2019 учебный год.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнение |
1. |
Число детей и людей с РАС получающих социальные услуги, число детей и людей с РАС для которых разработан непрерывный индивидуальный маршрут комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов (далее – непрерывный маршрут);
Услуги, получаемые в рамках непрерывного маршрута |
Всего 22 несовершеннолетних с РАС и другими ментальными нарушениями.
Разработаны 3 непрерывных маршрута, из них:
1 – детям с РАС (5 % от общего числа детей с РАС и другими ментальными нарушениями);
2 – детям с ментальными нарушениями (10 % от общего числа детей с ментальными нарушениями).
Услуги, получаемые в рамках непрерывного маршрута:
- социально-бытовые,
-социально-психологические,
-социально-педагогические. |
2. |
Кадровое обеспечение (количество специалистов, оказывающих услуги детям с РАС и другими ментальными нарушениями). |
Количество специалистов, оказывающих услуги детям с РАС и другими ментальными нарушениями – 7 чел., в том числе педагог-психолог - 3, социальный педагог – 1, учитель - логопед – 1, учитель-дефектолог – 1, учитель по АФК – 1. |
3. |
Организация курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, обучения и методической поддержки деятельности специалистов и педагогов по вопросам инклюзивного и коррекционного образования |
2 специалистов обучены, 100 % от общего количества специалистов, нуждающихся в обучении;
19 педагогов обучены, 100 % от общего количества специалистов, нуждающихся в обучении.
Темы обучения:
- «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательной организации».
- «ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ: требования к педагогу».
- «Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС». |
4. |
Участие в создании объединений специалистов (открытых площадок и др.) предоставляющих социальную, психолого-педагогическую помощь детям, с особенностями развития, в том числе с РАС (логопеды, психологи, педагоги, инструкторы по адаптивной физической культуре и др.) в целях повышения профессиональной компетентности, обмена опытом работников организаций различной ведомственной принадлежности автономного округа |
2 педагога-психолога приняли участие в 2-х заседаниях объединения специалистов:
21.11.2018г. на базе БУ «Советский реабилитационный центр», г. Югорск по теме «Возможности социальной, образовательной инклюзии. Эффективные практики сопровождения детей, людей с РАС и другими ментальными нарушениями» (Червякова А.И.).
26.02.2019г. на базе БУ «Советский реабилитационный центр», г. Советский по теме «Развитие коммуникативных навыков и речи у детей с РАС и другими ментальными нарушениями (особенности коммуникации у детей с РАС, методы альтернативной коммуникации, методы глобального чтения). Развитие когнитивных способностей у детей с РАС посредством развития сенсомоторных навыков (метод сенсорной интеграции, двигательная терапия в работе с детьми с РАС, создание «сенсорных уголков», стереотип у детей с аутизмом, преодоление тревожности и сенсорных проблем при аутизме, игровое взаимодействие)» (Вельмина К.О.). |
5. |
Создание инфраструктуры, материально-технического оснащения образовательного процесса в образовательной организации, реализующей услуги по оказанию комплексной помощи детям с РАС и другими ментальными нарушениями. |
Инфраструктура, материально-техническое оснащение образовательного процесса в МБОУ СОШ №2, соответствует требованиям ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным» нарушениями), обеспечивает беспрепятственный доступ обучающихся с ОВЗ и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательной организации.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В школе Технические средства (2 планшета со стилусами, моноблок с сенсорным экраном, говорящее зеркало, специальные образовательные средства: программное обеспечение, программная продукция «Методики Л.А. Ясюковой», конструктор ресурсный «Робототехника», многогранная тактильная развивающая поверхность, сенсорная комната, стол для рисования песком мультимедийные средства) обеспечивают формирование единой мотивирующей интерактивной среды и учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и групповой работы с детьми, имеющими различные трудности в развитии и социально-поведенческие нарушения. В комнате ведется работа по профилактике эмоциональных нагрузок, снятие чувства тревоги развитие взаимодействия друг с другом, преодоление агрессивного состояния, избавление от страхов с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями.
Всего 22 несовершеннолетних получают психолого-педагогическую помощь. |
6. |
Проведение информационно-просветительских мероприятий для родителей о возможных отклонениях в развитии детей, связанных с признаками РАС, способах ранней диагностики, информации о доступных услугах ранней помощи.
Проведение информационно-пропагандистской деятельности по проблеме аутизма, развитию системы комплексной помощи детям с РАС.
Подготовка и распространение информационных и методических материалов по оказанию комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС для родителей и специалистов |
Материалы, размещенные на официальном сайте учреждения http://www.86sch2-sov.edusite.ru/p954aa1.html:
-брошюра «Обратите внимание-аутизм» (пособие для родителей, семьи и друзей);
-брошюра «Организация жизненного пространства ребенка с расстройствами аутистического спектра» (для членов семей, воспитывающих особых детей – детей с расстройствами аутистического спектра);
-Добровольное информационное согласие на передачу информации и персональных данных о ребенке для передачи информации в организации, предоставляющие услуги детям группы риска с признаками РАС и РАС, для получения комплекса услуг в рамках концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (Приложение 2 к приказу от 17.09.2017 № 791-р/943/1379/243 2/272/297/267);
-буклет «Адаптация к школьному обучению: как улучшить оведение ребенка с расстройствами аутистического спектра»;
- буклет «Шпаргалка для взрослых» (консультация родителям);
- буклет «РАС: признаки, методы и способы ранней диагностики» (памятка для родителей);
- памятка для родителей «Формирование жизненных компетенций у ребёнка с РАС»;
- памятка для родителей, воспитывающих детей с РАС (практико-ориентированный семинар);
- памятка для родителей «Комплексная помощь детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре»
|
7. |
Организация патронажа семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе детей с РАС и другими ментальными нарушениями |
В рамках адаптированных основных общеобразовательных программ реализуются наиболее эффективные методики и технологии по выработке самостоятельности, навыков социальной адаптации у детей и подростков.
С детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия по овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Оказывается социально-бытовая и коррекционно-развивающая помощь детям с расстройствами аутистического спектра, педагогами-психологами проводятся тренинги по групповой социализации несовершеннолетних. Социальный педагог осуществляет патронаж семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе детей с РАС и другими ментальными нарушениями. |
8. |
Использование современных дистанционных технологий для профессионального образования педагогов, работающих с детьми с РАС и их родителями. |
Педагоги и специалисты школы регулярно участвуют в онлайн-семинарах, научно-практических семинарах, вебинарах и видеоконференциях с целью ознакомления с современными эффективными методами и технологиями, способствующими успешному обучению детей с РАС в общеобразовательных организациях.
- Всероссийский научно-практический семинар «Как помочь ребёнку с РАС быть успешным в массовой школе» (6чел.)
- Всероссийский онлайн семинар «Организация обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школе» (18 чел.)
-Всероссийский научно-практический вебинар «Социокультурная интеграция обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности» (4чел.)
-Всероссийский научно-практический семинар «Технологии обучения детей с РАС» (6чел.)
-III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» (7чел.)
-Международная конференция "Образовательные аспекты аутизма в рамках концепции жизненного цикла человека" (9чел.)
- Всероссийский научно-практический семинар «Структурированный подход TEACCH® в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра» (5чел.)
|
9. |
Участие образовательной организации в конкурсах, проводимых Минпросвещением Российской Федерации в соответствии с направлением деятельности |
-Участие в международном интернет-конкурсе творческих работ «Свет моей души» (направления: литературное творчество - 3 работы; изобразительное искусство – 12 работ) на сайте https://znanio.ru/
Куратор проекта: Гаврищук Н.В., учитель начальных классов.
-Участие в конкурсе «Добрые дела» в рамках Международного интернет-проекта чтения художественной литературы «Читающая страна»на сайте https://lit.rosuchebnik.ru
Куратор проекта: Гаврищук Н.В., учитель начальных классов.
-Участие в социально-значимом проекте «Карта возможностей особого ребенка» на сайте http://картавозможностей.рф/map |
10. |
Проведение «Уроков доброты» в образовательной организации |
В рамках декады, посвящённой Международному дню инвалидов, которая проходила в период с 1 по 10 декабря 2018г, были проведены классные часы и «Уроки доброты» в 1-11 классах. Также была проведена конференция «Толерантен ли ты?» среди обучающихся 9-10 классов; были проведены занятия с элементами тренинга «Возьмёмся за руки, друзья!» для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; был организован конкурс детских рисунков «Подари улыбку людям» (для обучающихся 2-4 классов) и «Сильные духом» (для обучающихся 5-8 классов); был подготовлен концерт волонтёров 3 А класса для детей и работников БУ «Советский реабилитационный центр» г. Советский под руководством Шумении И.А., учителя начальных классов и Попковой Е.В., учителя музыки.
Это способствовало формированию толерантного отношения у участников образовательных отношений к детям с ограниченными возможностями здоровья. |
ОТЧЁТ о проведённых мероприятиях в МБОУ СОШ №2 г. Советский в рамках федерального партийного проекта «Единая страна – доступная среда»
На основании письма координатора Федерального проекта ВПП «Единая страна - доступная среда» в ХМАО-Югре от 14.03.2019 № ЕСДС/13 Управление образования администрации Советского района были организованы мероприятия в рамках федерального партийного проекта «Единая страна – доступная среда» в период весенних каникул на базе лагеря с дневным пребыванием школьников.
Цель проекта: поддержка и интеграция в общество людей с инвалидностью.
Дата |
Мероприятие |
Краткое
содержание |
Возрастная группа |
Количество
охваченных детей |
Исполнитель |
Фотоотчёт в разделе
«ГАЛЕРЕЯ» |
27.03.19 |
Урок Доброты.
|
-беседа о проблеме аутизма и причинах этого заболевания с целью формирования толерантного отношения к детям с РАС;
- дискуссия после просмотра фильма «Каждый 88» https://www.youtube.com/watch?v=07DvUcVmaG4 |
17-18 лет
|
6 |
Вельмина К.О., педагог-психолог |
Урок Доброты
|
28.03.19 |
Внекласс.мероприятие «Аутизм: болезнь или гениальность?» |
- просмотр презентации о детях с синдромом аутизма;
- игры и упражнения, направленные на преодоление трудностей в общении и социализации. |
10-11 лет
|
18 |
Адамова Н.А., учитель начальных классов |
Аутизм: болезнь или гениальност?
|
28.03.19 |
Игровое мероприятие «ДЕТИ ДОЖДЯ». |
-игры, направленные на коррекцию аутичного поведения детей младшего школьного возраста;
-просмотр видеоролика. |
8-10 лет |
12 |
Астафьева Е.В., Маташкова Н.А., Сажина Т.А., учителя начальных классов |
ДЕТИ ДОЖДЯ
|
29.03.19 |
Занятие с элементами тренинга. |
- беседа о том, как аутичный ребенок воспринимает мир;
-игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, воображения и творческих способностей, адекватной самооценки у застенчивых детей, снятие напряжения в общении.
|
15-16 лет |
6 |
Куртеева Е.В., педагог-психолог |
Занятие с элементами тренинга
|
29.03.19 |
Турнир по шашкам «СПОРТ, который всех объединяет». |
-беседа о толерантном отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. к детям с РАС и другими ментальными нарушениями;
-турнир среди учащихся 6-7 классов. |
13-14 лет |
16 |
Драгуцан М.Г., учитель физической культуры |
СПОРТ, который всех объединяет
|